К началу раннего возраста ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. Общение ребёнка со взрослым теряет свою непосредственность: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребёнка со взрослым коренным образом меняется.
Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.
Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.
Основные типы игрушек для раннего возраста
Пирамидки
Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.
Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.
После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много). Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень.
От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. У такой пирамидки края колец скошенные, так, что сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), эта игрушка на ощупь гладкая.
Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.
Вкладыши
Вкладыши - это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.
Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5 и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Выбирая плоскостной вкладыш или коробку для форм для детей более старшего возраста, следует выбирать такие, в которых само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.
Транспортные игрушки
Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа - или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы. Хорошая машинка или поезд обогащает сюжетную игру за счет возможности перемещения персонажей и предметов, помогает малышу освоить различные социальные роли, реализовать познавательные интересы.
В возрасте от одного года до трех лет ребенок впервые знакомится с разными видами и типами транспорта, их названием и функциональным назначением. Соответственно, транспортная игрушка для этого возраста должна обладать узнаваемым обликом и иметь хорошие динамические свойства – быть устойчивой, легко и ровно передвигаться. В этом случае игрушечный транспорт будет отражать действия самого ребенка и сможет служить материалом для экспериментирования.
Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке - яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Кроме улучшения координации, такая игрушка способствует развитию познавательной активности ребенка - ведь так интересно понять, каким образом, откуда вдруг возникает движение игрушки. Позднее, когда малыш хорошо освоит пространство перед собой, ему можно предложить каталку на веревочке.
Одновременно можно начать знакомить малыша с различными видами транспорта. Для этого понадобятся:
- небольшой паровозик с крупными деталями (особенно хороши для этого возраста паровозики с дополнительными функциями конструктора или пирамидки);
- легковой или грузовой игрушечный автомобиль - он должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей (хорошо также, если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша);
- кораблик или лодочка пригодится для игр в ванной (при выборе следует обратить внимание, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде)
- небольшой легкий самолет, удобный для руки ребенка, должен вмещать в свою кабину маленькую матрешку или любого другого персонажа.
Составные картинки
Составные картинки представляют собой различные вариации игры-головоломоки, суть которой - из отдельных кусочков собрать целое изображение. Эти игрушки могут носить как познавательно-исследовательский характер (найти способ собирания, при котором картинка получается), так и характер продуктивной деятельности (создать относительно самостоятельный продукт из имеющихся частей).
Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. Он должен соотносить один кусочек с другим и со всей картинкой сразу, т.е. находить для каждой детали свое, единственно верное место. Такая деятельность помогает ребенку научиться мысленно оперировать образами, опираясь при этом на наглядный материал.
Среди составных картинок более всего детям подходят картинки-вкладыши и разрезные картинки.
Картинки-вкладыши представляют собой рамки, в которые собираются картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х лет. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления.
Разрезные картинки могут быть разрезаны по прямым линиям или по контуру нарисованной части (голова, туловище, лапы и хвост собаки). Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении – умение ориентироваться на два признака сразу формируется позже.
Как выбирать
Для детей от 2-х лет подойдут картинки, состоящие из двух-трех частей, с возрастом количество деталей должно постепенно увеличиваться. Важно помнить, что составная картинка - это именно картинка, поэтому к ее изображению нужно отнестись внимательно. Малышам нравятся простые знакомые предметные изображения (чашка, домик, кошечка, мишка и т.д.). Постепенно можно предлагать детям усложненные картинки: мишка с шариком, котенок с мячом, дерево рядом с домиком. В общем, траектория развития изображения должна идти от простого предметного (в раннем возрасте) к сложному сюжетному (в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте).
Не стоит торопиться с увеличением числа деталей. Одной из важнейших задач раннего возраста является построение схемы объекта. Составные картинки - прекрасное средство в решении этой задачи. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «фундамент») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка формируются целостные представления о предмете и его частях, их расположении в пространстве. Изображение мишки, разделенного на три части, способствует построению схемы тела: вверху голова, ниже туловище с ручками, внизу ножки. Для малышей эта задача одновременно очень привлекательна и сложна. Для ее решения можно обращаться к чувственному опыту ребенка, например, играя перед зеркалом.
Мозаики
Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Как выбирать
Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка – их можно просто соединять между собой, создавая, таким образом, доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т.д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое соотношение, получающееся при создании чего-то целого. Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет только позаботится о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом.
Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши пособия, в которых ножки (штырьки) имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров, благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающем метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т.е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово – чувствовать себя создателем!
Детям от двух лет можно предложить штырьковую мозаику. Лучше, если детали будут не меньше 1 см в окружности, - такие мозаики способствуют развитию мелкой моторики рук. Малышам нравится просто втыкать фишки, по-разному располагая их на поле.
Материалы для рисования, лепки, аппликации
Материалы для творчества – это все, из чего можно творить, создавать что-то свое, новое. Таким образом, в эту категорию попадает не только товар, который продается под этим названием в магазине, но и и все, что может пригодится в этом качестве из домашних запасов, даров природы и т.д. И хотя материалы для творчества нельзя отнести к игрушкам, достоинство самых лучших из них, в том, что с ними, помимо прочего, можно придумать множество увлекательных и полезных игр.
Создание всевозможных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие и многое другое). В том числе, творчество способствует развитию самосознания. Уже годовалый малыш, рисуя или просто сминая цветную бумагу, и наблюдая результат своих действий, осознает себя источником происходящего, субъектом действия.
Для детей от 1,5 до 3 лет основное требование к материалам для творчества – безопасность и соответствие моторным возможностям ребенка. В этом возрасте все, с чем сталкивается малыш, он воспринимает, как материал для экспериментирования - его интересует сам процесс, а не результат.
Для творческих открытий детишек этого возраста подойдет:
Белая альбомная бумага для рисования;
Тонкая цветная бумага, обычная и гофрированная;
Хлопчатобумажная или льняная ткань, на которых тоже можно рисовать;
Нетоксичный клей. Лучше всего подойдет самодельный клейстер из муки, подкрашенный натуральными красителями (например из свекольного сока). Готовить его не сложно - муку или картофельный крахмал (из расчета 100г на 1л воды заливают небольшим количеством теплой воды и перемешивают до образования однородной кашицеобразной массы. Затем при непрерывном размешивании туда тонкой струей вливают кипяток и массу снова перемешивают до получения жидкого теста. С таким клеем малышу можно позволить возиться как ему хочется (в том числе пробовать на вкус), к тому же его хорошо видно на бумаге, а значит, понятно, куда прикладывать, то, что нужно приклеить.
Пальчиковые краски - лучше выбирать те, которые рекомендованы для самых маленьких (от года до трех лет). Обычно они отличаются тем, что их можно есть, они нетоксичны и содержат безвредный горький пищевой компонент, который не вызывает желания пробовать краски снова. Эти краски хорошо подходят совсем маленьким детям, которых кисточка только отвлекает и мешает сосредоточиться.
Пластилин также лучше использовать только специальный, созданный на основе муки и натуральных красителей. Обычно, такой пластилин для малышей от 1 года – очень мягкий, не липнет к рукам и не пачкается.
Вместо покупного пластилина можно также использовать соленое тесто домашнего приготовления или специальный воск с ланолином для лепки.
В качестве дополнительного материала для перебирания, пересыпания и пр. пригодятся:
Крупы мелкие (такие как гречка, рис);
Фасоль;
Макаронные изделия различных форм.
Кубики и конструктор
Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.
Кубики давно уже стали традиционной игрушкой для раннего возраста. Такая популярность не случайна – хорошие кубики могут с пользой служить вашему малышу не один год. Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр. Конструкторы, по сути, являются логическим продолжением кубиков. Они выполняют те же развивающие функции, но требуют более сложных навыков, поэтому их лучше предлагать ребенку уже после знакомства с кубиками. В то же время постройки из конструктора более прочные, а значит, шире диапазон их использования в игре.
Около года можно предложить малышу его первые кубики. Вначале лучше использовать звучащие кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые тканью или специальным моющимся виниловым материалом. Такие кубики можно подбрасывать и даже использовать для игр типа "лови-бросай". Играя с такими кубиками, ребенок не поранится и не сделает себе больно.
Звучащие кубики из дерева более устойчивы, строить из них малышу будет удобнее. Кроме того, поверхность деревянных, не покрытых лаком, кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений.
К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. В это время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Иногда попадаются наборы с деревянными шариками, но если у вас их нет, добавьте пару резиновых мячиков. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.
Около 2-х лет ребенок приобретает достаточную ручную ловкость для действия с блочными конструкторами из пластмассы. Самый известный такой конструктор – "Лего". Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.
Образные игрушки
К образным игрушкам относятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребенка. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
Для детей от года до трех лет общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек - образ куклы или собачки должен быть узнаваемым, но обобщенным.
Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 - 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ног